Главное меню

 

 

 

 

 

Консультация для родителей «Адаптация ребенка к детскому саду» PDF Печать
Школа - Дошкольная группа
Автор: Administrator   
Проблема адаптации детей второго - третьего года жизни к условиям дошкольного учреждения очень актуальна. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. К сожалению, этот процесс протекает зачастую сложно и болезненно. Ребенок может отказываться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные для этого возраста привычки, от которых он уже избавился, например, снова начинает сосать палец, грызть ногти.
     Отчего же возникает такое поведение? Дело в том, что в период адаптации ребенка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определенного режима: укладывания, кормления и т.д., а также стереотипов общения.
     Динамические стереотипы возникают с первых месяцев жизни ребенка и, формируясь в условиях семьи, накладывают отпечаток на его поведение. Так, укладывая малыша спать, мама действует в определенной последовательности, и стоит ей сделать лишь первое движение, произвести знакомое действие, как он начинает зевать, закрывает глаза, т.е. реагирует на первый же раздражитель. Стереотипы помогают ребенку действовать, не задумываясь, не тратя лишней энергии.
      Нужно отметить, что возникновение динамических стереотипов не всегда оправдано. Так, довольно часто при поступлении ребенка в дошкольное учреждение выясняется, что он приучен засыпать дома только в том случае, если рядом ложится мама. Еще один пример: малыш до 3 лет был лишен возможности общаться со сверстниками, хотя потребность в этом у него была. Впервые же дни пребывания в детском саду у такого ребенка возникает множество серьезных проблем - ведь навык общения у него не сформирован.
    Даже в том случае, когда дома стараются воспитывать малыша правильно (с педагогической точки зрения), в каждой семье есть свои особенности, а в соответствии в этом формируются и разные привычки. Во многих семьях с детьми много занимаются, играют, но одни родители сажают при этом ребенка к себе на колени, другие - за обеденный стол, третьи - за детский стол.  Именно так привыкает малыш играть и общаться с взрослыми, именно этого он требует и в детском саду.
     Часто родители, несмотря на стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, стараются помочь ему - так быстрее, меньше хлопот. В детском саду такой ребенок будет чувствовать себя беспомощным, не приспособленным к новым условиям.
     Итак, при поступлении в детский сад малыш не только расстается на длительный период с близкими людьми, но и оказывается в ситуации, в которой от него часто требуется другое поведение. Все это может вызвать сильный стресс в виде различных негативных реакций, плача и даже серьезных заболеваний.
  Можно ли избежать этого? Может быть, стоит как можно дольше держать   ребенка возле себя?
     Конечно, забота и любовь родителей (особенно матери) делают малыша более защищенным. Но ведь в жизни ему придется преодолевать множество психологических преград, а для этого нужно развивать у него инициативность и самостоятельность. Наблюдения показывают, что, если дети 2-3 лет самостоятельно решают «проблемы», возникающие в игре, они готовы к решению реальных жизненных задач, в том числе и в новых, непривычных условиях.
   Для формирования адаптационных механизмов необходимо,  с одной стороны, сочетание определенных стереотипов, которые лежат в основе поведенческих реакций,  а с другой - насыщенность жизни ребенка в эмоциональной, познавательной, социальной сферах, где особенно важно развитие инициативности, самостоятельности.
     Для определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение и прогноза адаптации нами были разработаны психолого-педагогические параметры, которые объединены в три блока:
1) поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей;
2) нервно-психическое развитие;
3) черты личности.
                                   Первый блок.  Поведение
Вопросы родителям (ответы приводятся в скобках)
   - Преобладающее настроение вашего ребенка (бодрое; уравновешенное или раздраженное; неустойчивое; подавленное).
   - Характер засыпания (быстро, в течение 10 мин.; очень медленное; медленное).
Некоторые мамы отмечают, что их ребенок не может уснуть без каких-либо дополнительных воздействий, например без соски, укачивания, колыбельной.
   - Характер сна (спокойный; неспокойный).
Определяется также, соответствует ли возрасту длительность сна.
   - Аппетит вашего ребенка (хороший; избирательный; неустойчивый; плохой).
   - Отношение ребенка к высаживанию на горшок (положительное, отрицательное).
   -  Навыки опрятности (просится на горшок; не просится, но бывает сухой; не просится, ходит мокрый).
   -  Нежелательные для этого возраста привычки ( сосет палец или пустышку, раскачивается, когда стоит или сидит).
                             Второй блок. Нервно-психическое развитие
       Уровень нервно-психического развития ребенка, поступающего в детский сад, определяется методом диагностики.
       У детей в возрасте от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев изучаются понимание речи, игровая деятельность, различные движения и навыки; у детей в возрасте от 1 года 9 месяцев до 2 лет кроме названных параметров изучается еще активная речь. Определяется, соответствуют ли данные параметры возрасту ребенка.
                                             Третий блок. Личность
   -  Проявление познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении.
Родители отвечают на вопросы: «Проявляет ли ребенок интерес к игрушкам, предметам дома и в новой, незнакомой обстановке? Интересуется ли действиями взрослых? Внимателен ли он при этом, активен ли, усидчив?»
   -  Инициативность в игровой деятельности (может или не может без посторонней помощи найти себе занятие; может или не может самостоятельно подготовиться к игре).
   -  Инициативность во взаимоотношениях со взрослыми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт).
   -  Инициативность во взаимоотношениях с детьми (вступает в контакт по собственной инициативе; не вступает в контакт).
   - Самостоятельность в игре (умеет играть самостоятельно в отсутствие взрослого; не умеет играть самостоятельно).
Некоторые родители признаются, что их малыши никогда не играют сами, а ждут, чтобы их занимали взрослые.
      Кроме того, мам просят рассказать, всегда ли дети доводят начатое дело до конца. По ответам («Да, всегда!», «Не всегда», «Никогда не доводит до конца») делается вывод о результативности деятельности ребенка.
При составлении личностной характеристики ребенка важную роль играет выявление его социальных связей со взрослыми и детьми. Родители рассказывают, как их малыш идет на контакт с окружающими (легко, избирательно или с большим трудом), имеется ли у ребенка достаточный опыт совместной деятельности с взрослыми, всегда ли он уверен в себе и адекватно ли относится к оценке взрослым своей деятельности. Если у малыша был опыт разлуки с близкими, например, он был помещен в больницу, отправлен в санаторий, родителей просят вспомнить, как он перенес это нелегкое испытание.
       Определенный интерес представляет и наличие аффективной привязанности ребенка к кому-либо из взрослых.
       Наблюдения показали, что из перечисленных параметров определения готовности детей к поступлению в дошкольное учреждение наибольшее значение для процесса адаптации имеют следующие:
   -  наличие или отсутствие контактов со сверстниками;
   -  инициативность;
   -  адекватное отношение ребенка к оценке взрослым его деятельности;
   -  аппетит;
   -   наличие опыта совместной деятельности со взрослым.
  
      Анализируя ответы родителей и используя метод диагностики, педагог или психолог делает прогноз адаптации ребенка к новым условиям жизни в дошкольном учреждении, определяет проблемы, которые могут возникнуть в период адаптации, и дает родителям рекомендации по подготовке детей. 
      У родителей остается время, чтобы помочь малышу без особых трудностей перейти от одних условий жизни к другим.
     Важно, чтобы воспитатель имел возможность познакомиться с каждым ребенком своей группы до его поступления в детский сад, узнать особенности его развития и поведения.
     Целенаправленная подготовка родителей, воспитателей дает свои положительные результаты даже при неблагоприятном прогнозе адаптации, облегчает привыкание ребенка к новым условиям.
     Осенью, когда ребенок приходит в дошкольное учреждение, воспитатель ведет за ним наблюдение, фиксируя в листе адаптации данные, связанные с его поведением и развитием. Первые четыре дня наблюдения ведутся ежедневно, затем на 8-й,16-й, 32-й, 64-й и 128-й дни. Это не значит, что в течение именно стольких дней ребенок привыкает к новым условиям. Адаптация может протекать 4 или 8 дней, а некоторые дети с первого дня чувствуют себя совершенно свободно. Однако педагог внимательно наблюдает за ними и дальше - особенно в течение первого месяца.
      В случае заболевания ребенка в период адаптации процесс наблюдения за ним возобновляется по возвращении после болезни и длится в течение трех дней. Если малыш чувствует себя так же хорошо, как до заболевания, можно считать, что оно не повлияло на адаптацию.
     Положительное эмоциональное состояние ребенка, удовлетворение его потребности в познавательной сфере, осуществление индивидуального подхода могут предотвратить заболевание, если при этом будут осуществляться и необходимые профилактические мероприятия.
     Некоторым детям в период адаптации помогают музыкальные занятия, некоторые с удовольствием рисуют, конструируют, строят. В течение всего адаптационного периода к детским занятиям нужно отнестись особенно благожелательно, помогать малышам осуществлять   их   задумки,   положительно оценивать результаты труда.
      Все проблемы, которые возникают в период адаптации ребенка, необходимо решать всем вместе: и воспитателям, и психологам, и родителям.

 

Для родителей